Консультант по электроснабжению
Не нашли нужный онлайн-расчет по электроэнергетике? Свяжитесь с нами!
Бот Яша
Бот Яша подскажет как найти нужный онлайн расчет или базу данных на сайте "Онлайн Электрик".
Написать боту.
О влиянии величины индуктивности якорной цепи на свойства тиристорного электропривода постоянного тока в рекуперативном режимеЭм Г.А.Карагандинский государственный технический университет (Республика Казахстан)
В общем количестве используемых в обогатительной и металлургической промышленности регулируемых электроприводов, несмотря на значительное увеличение парка частотно-управляемого электропривода переменного тока, удельный вес привода постоянного тока достаточно высок.
Для управления электроприводом постоянного тока используются силовые управляемые преобразователи. В качестве таких устройств широко применяются полупроводниковые тиристорные преобразователи, которые характеризуются высокими технико-экономическими показателями. В процессе эксплуатации технологических машин и механизмов в рассматриваемых областях промышленности востребован, в том числе, и генераторный режим рекуперативного торможения. Однако практическое использование рекуперативного режима в тиристорном электроприводе постоянного тока (ТЭП ПТ) наталкивается на ряд технических трудностей. Так, к нерешенным вопросам применения рекуперативного торможения относятся: определение реального диапазона существования этого режима по скорости, исследование динамических свойств и особенностей ТЭП ПТ при переходе из двигательного в рекуперативный режим и обратно и др. [1], [2]. Рассмотрения требует, в том числе вопрос о влиянии величины индуктивности сглаживающего реактора, включаемого последовательно с якорем двигателя, на работу тиристоров инверторной группы силового преобразователя ТЭП ПТ в рекуперативном режиме. Рассматриваемый сглаживающий реактор широко используется в силовых тиристорных преобразователях в составе ТЭП ПТ для обеспечения непрерывного тока якоря двигателя и ограничения амплитуды его переменной составляющей. С целью исследования влияния величины суммарной индуктивности якорной цепи на работу тиристорного преобразователя в составе ТЭП ПТ в рекуперативном режиме была разработана имитационная модель электропривода в программной среде MatLab 7.01 – Simulink 6.1. В имитационной модели якорная цепь двигателя питается от трехфазного реверсивного тиристорного преобразователя, а питание обмотки возбуждения осуществляется от неуправляемого источника. Для моделирования использовались характеристики машины постоянного тока независимого возбуждения типа 4ПФ132S мощностью 15 кВт. Номинальное значение индуктивности якорной цепи составляло Lяном=0,014 Гн. В результате имитационного моделирования получен ряд осциллограмм процесса рекуперации, соответствующих номинальному значению индуктивности якорной цепи двигателя (рис. 1), а также при наличии в якорной цепи дополнительной индуктивности в 60 мГн. Как следует из полученных осциллограмм, закрытие тиристоров происходит значительно позже момента времени пересечения ЭДС якоря двигателя и синусоиды напряжения соответствующей фазы. При этом был обнаружен эффект «удержания рекуперации», когда тиристоры инверторной группы, несмотря на превышение мгновенного значения напряжения источника электроэнергии над величиной ЭДС двигателя, продолжают удерживаться в открытом состоянии прямым током на тиристоре. Очевидно, обнаруженный эффект может быть объяснен наличием энергии, запасенной в индуктивной цепи якорной обмотки электрической машины и расходуемой в период протекания тока рекуперации. В этом случае от величины суммарной индуктивности якорной цепи зависит продолжительность открытого состояния тиристоров и, как следствие, общая продолжительность рекуперативного режима. ![]() Рисунок 1. Осциллограммы процесса рекуперации, соответствующие номинальному значению индуктивности якорной цепи двигателя С целью определения зависимости времени нахождения тиристоров инверторной группы в открытом состоянии от величины индуктивности в цепи якоря T=f(L*ЯΣ), где L*ЯΣ=LЯΣ/LЯНОМ, в режиме рекуперации был проведен ряд экспериментов, позволивших получить представленный на рисунке 2 график. Здесь кривая 2, огибающая экспериментально полученную характеристику 1, позволяет утверждать о нелинейном характере зависимости. ![]() Рисунок 2. Зависимость продолжительности открытого состояния тиристоров инвертора ТЭП ПТ от величины суммарной индуктивности цепи якоря двигателя в режиме рекуперации T=f(L*ЯΣ) 1. Ключев В.И. Теория электропривода. – М.: Энергоатомиздат, 2001. 704 с. 2. Эм Г.А. Влияние величины суммарной индуктивности якорной цепи тиристорного электропривода в рекуперативном режиме // Горное оборудование и электромеханика (г. Москва). 2011. №3. С.9-12. Библиографическая ссылка на статью: Эм Г.А. О влиянии величины индуктивности якорной цепи на свойства тиристорного электропривода постоянного тока в рекуперативном режиме // Онлайн Электрик: Электроэнергетика. Новые технологии, 2012.–URL: /articles.php?id=4 (Дата обращения: 02.04.2025)
|