Онлайн Электрик > Электронная конференция «Электроэнергетика. Новые технологии»

Дата приоритета: 04.02.2014
Код ГРНТИ: 45.01.33
Сертификат участника: Скачать
Прислать статью

Проект занятий, основанных на принципах педагогической технологии

Ш.И. Набиев, доцент кафедры электроэнергетики,
О.У. Отамирзаев, старший преподаватель кафедры электроэнергетики,
Д.Н. Зокирова, ассистент кафедры электроэнергетики,
С.К. Вахобова, ассистент кафедры электроэнергетики,
Наманганский инженерно-педагогический институт,
Узбекистан

Образование как часть духовной культуры общества является системой передачи молодому поколению культурных ценностей с позиций задач современности и установкой на будущее.

Традиционно главная задача образования понималась как формирование, в головах учеников установленной системы знаний о мире по всем предметным областям (так называемой, системы ЗУН - знаний, умений и навыков). Формирование системы знаний сопровождалось решением задач воспитания, то есть усвоения учениками социальных норм поведения, и задач развития, обеспечивающих успешное применение знаний в практической деятельности.

Принятая ранее совокупность идей, ее методологическая обоснованность, касающаяся знания предмета, вполне соответствовали запросам общества. Расширение пространства знаний, объем информации, ее многопрофильность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь невозможно, однако возможно освоение, овладение, нахождение истины через смежные области, приход к цели через смежные знания.

Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

Исходы из критериев педагогических технологий, при планировании учебных занятий выполняемые задачи могут быть намечены в нижеследующем порядке. Это называется составление алгоритма плана учебного занятия.

Первая выполняемая задача – рассмотрев учебный предмет в целом (Например, предмет- «Общая электротехника»), осознав его как «Очень большой» модуль определяется в конце этого модуля ожидаемый результат в качестве цели. Эта цель должна соответствовать требованиям государственного учебного стандарта установленного для данного учебного предмета [1].

Затем, исходя из данного учебного предмета, т.е. объема знаний внутри «Очень большого» модуля, логической взаимосвязи и законченности мысли, учебный материал содержащий в нем делится на «Большие» модули приведенные ниже и намечаются также их цели:

Цепи постоянного тока;

Цепи переменного тока;

Электроизмерительные приборы;

Основы электроники;

Электрические машины и электрические приводы;

Электроснабжение.

В продолжении из каждого «Большого» модуля выделяются совокупность знаний логически связанных, в месте с этим, те которые должны быть доведены до сознания студентов за одну пару академического часа, их называют «Средний» модуль и определяются их цели тоже [1].

Из выше сказанного «Большого» модуля (Цепи переменного тока) определим нижеследующие «Средние» модули:

Цепи синусоидального переменного тока:

Резонансные явления в электрических цепях;

Трехфазные электрические цепи;

Несинусоидальные электрические цепи.

Взяв «Средний» модуль учебного занятия предназначенного на одну пару академического часа, его также разбивают на несколько «Малых» модулей, намечаются их цели и отведенное на них время. «Средний» модуль-«Резонансные явления в электрических цепях» можно разделить на следующие «Малые» модули:

Основные понятия о резонансе;

Резонанс напряжения;

Резонансные кривые в цепи с последовательно соединенными элементами;

Резонанс токов;

Резонансные кривые в цепях с параллельно соединенными элементами;

Практическое значение резонанса в электрических цепях.

Определяем учебные цели, после полного усвоения этой темы студент:

Будет знать схожие и отличительные стороны резонанса при колебании маятника и резонанса в колебательном контуре;

Сможет начертить резонансные кривые в цепи с последовательно (параллельно) соединёнными параметрами;

Будет иметь основные понятия о резонансе;

Будет знать при каких условий произойдет резонанс напряжений (токов).

Узнает, как меняются параметры цепи при возникновении резонанса напряжений (токов);

Поймет практическое значение резонансного явления.

Затем, делается проект данного учебного занятия, т.е. готовится сценарий проведения процесса учебного занятия. В нем знаний, даваемых в среднем модуле, описываются один за одним, при доведении их учащимся, указываются места применения формы проводимого урока, педагогических методов, информационных технологий и дидактических материалов [2].

Ниже приведен сценарий учебного занятия, описывающий содержание среднего модуля «Резонансные явления в электрических цепях»;

1. Подготовка. (5-8 минут)

Определяется посещаемость. Дидактические материалы подготавливаются к раздаче. Записывается тема урока на доску и требуется от студентов записать её. Определенные учебные цели излагаются и обсуждаются вместе со студентами в сотрудничестве. Формулируются учебные мотивы.

2. Вызов. (15-25 минут)

В целях восстановления знаний студентов касающихся резонансных явлений оставшихся из курса физики проводится умственный (мозговой) штурм:

1. Что такое явление резонанса?

2. Почему колеблющийся маятник через некоторое время останавливается?

3. Приведите примеры резонансного явления.

После определения решений этих вопросов, обращаются с проблемным вопросом (В чем схожесть и отличие между резонансом при колебании маятника и электрическим резонансом в колебательном контуре?) к студентам. После этого вывешивается на доску плакат на которой приведена схема колебательного контура и объясняют схожие и отличительные стороны резонанса в колебательном контуре.

3. Осмысление. (25-35 минут)

После того, вывешивается плакат, на котором изображена резонансная цепь с последовательно (параллельно) соединенными элементами и её векторная диаграмма. С помощью этого объясняют резонансные явления, возникающие в цепях имеющих индуктивную катушку и конденсатор.

Обращаются со вторым проблемным вопросом (при выполнении каких условий возникает резонанс напряжений (токов)?) к студентам. Объясняют условие возникновения резонанса напряжений (токов). Далее задается третий проблемный вопрос (Какими способами можно достичь резонанса напряжений (токов)?) студентам.

Объясняют способы достижения резонанса напряжений (токов). После того как убедились в сформировании мыслей студентов, им задается четвертый проблемный вопрос (Как меняются параметры цепи при резонансе напряжений (токов)?) и объясняют один за одним, следствия вытекающие из условия резонанса: равенство нулю реактивного сопротивления равенство полного сопротивления активному сопротивлению, равенство единице коэффициента мощности и другие вопросы. При этом пользуются графиком зависимости параметров цепи от частоты, т.е. пользуются резонансными кривыми.

После этого обращаются следующим проблемным вопросом (Какое практическое значение имеет явление резонанса?) к студентам. Разъясняется практическое значение резонанса, также вредные последствия резонанса при передаче электрической энергии и методы их устранения.

4. Рассуждение. (15-25 минут)

На этом этапе урока в целях закрепления усвоенных знаний по теме можно применить стратегию «Кластер». При этом преподаватель на доску записывает ключевое слово «Резонанс». Затем студенты говорят пришедшие им на ум слова и словосочетания и преподаватель эти слова записывает на доску один за другим. Затем, на доску вывешивается чертеж на котором эти слова и словосочетания приведены к виду кластера.

Таким образом, на доске появятся вся информация касающаяся теме «Резонанс» и преподаватель пользуясь кластерам вновь разъясняет студентам важные стороны темы. Повторно излагаются учебные цели занятия (урока) и обсуждается в месте со студентами до какой степени достигнуты учебные цели. Поощряется активность студентов единолично и по группам.

5. Задание на дом. (5-8 минут)

Раздаются студентам ранее подготовленные задание по самостоятельной работы. Рекомендуют ознакомиться с ними и отвечают на возникшие при этом вопросы. Для нахождения данных и ответов на вопросы по заданиям самостоятельной работы дается список литературы с указанием страниц. Спрашивают мнение студентов о проведенном уроке и урок заканчивается.

В заключении отметим, что использование современных технологий позволяет решать одновременно несколько задач. Главное – оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование современных технологий в процессе занятия, как показывает практика, снимает нервную нагрузку студентов, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий [2].</DIV>

Сегодняшних студентов ожидает будущее, отличное от того, которое предстояло предыдущему поколению. Они будут трудиться у работодателей, которые ожидают от своих служащих умения учиться, обладания эффективными навыками восприятия устной речи, письма и вычисления; творческого мышления и умения решать проблемы; эффективно работать в группах, обеспечивать лидерство; подходить к заданиям с уверенностью, мотивацией и способностью ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким образом готовя современных специалистов в отличии от прошлого мы должны учитывать новые требования предъявляемые рыночной экономикой и частным предпринимательством частного производства. Это является неотъемлемым требованием времени.

1. Тожиев М. Современные научно-педагогические основы педагогических технологии. Ташкент.– 2011.

2. Фарберман Б.Л., Мусина Р.Г., Джумабаева Ф.А. Современные методы преподавания в вузах. –Ташкент.– 2011.



Библиографическая ссылка на статью:
Ш.И. Набиев, О.У. Отамирзаев, Д.Н. Зокирова, С.К. Вахобова Проект занятий, основанных на принципах педагогической технологии // Онлайн Электрик: Электроэнергетика. Новые технологии, 2014.–URL: /articles.php?id=110 (Дата обращения: 16.04.2024)



Библиографическая ссылка на ресурс "Онлайн Электрик":
Алюнов, А.Н. Онлайн Электрик : Интерактивные расчеты систем электроснабжения / А. Н. Алюнов. – Москва : Всероссийский научно-технический информационный центр, 2010. – EDN XXFLYN.